1494

Тел: +7(812) 610-57-57

Email: info@ttspb.ru

Домашний кинотеатр

Электроника домашнего кинотеатра

Мы уже говорили о том, насколько важно подавать на вход системы качественный AV-сигнал. Теперь посмотрим, что и как должно получаться на ее выходе. Для этого повторим пройденное.

При создании современного кинофильма звуковая дорожка раскладывается на шесть каналов — три фронтальных (левый, центральный и правый), два тыловых (левый — правый) и низкочастотный сабвуферный для воспроизведения басовых эффектов.

В кинотеатре эти каналы озвучивает целая батарея громкоговорителей размером с холодильник каждый. А усилители зачастую «качают» по 300 Вт на канал, то есть их суммарная мощность доходит до 2 кВт. Эти громоздкие блоки устанавливаются в специальном помещении, которое нередко имеет систему принудительного охлаждения. Декодер шестиканального звука и система управления располагаются обычно в другом месте — зрительном зале или будке киномеханика.

Устанавливать такие чудища дома — все равно что палить из пушки по воробьям. Озвучить среднюю российскую гостиную может аппарат, умещающийся в крупногабаритном дипломате. Он включает в себя четырех- или пятиканальный усилитель, декодер и цепи управления видео- и аудиосигналами. Такое устройство называется AV-усилителем. Если оно оснащено еще и тонером, его величают AV- ресивером. Это сердце домашнего кинотеатра, поэтому выбирать его необходимо с особой тщательностью.

В первую очередь следует обратить внимание на число каналов усиления. В недорогих Dolby Pro Logic-аппаратах их всего четыре — обе тыловые колонки озвучивает один усилитель. Это — вчерашний день, держитесь от таких устройств подальше. Выбирайте сразу пятиканальный!

Во-вторых, необходимо решить, готовы ли вы довольствоваться звуком Dolby Pro Logic (DPL) с Hi-Fi-видеомагнитофона. Если да, обзаводитесь DPL-усилителем или ресивером. Но прислушайтесь к доброму совету: рано или поздно вам захочется насладиться настоящим шестиканальным звуком Dolby Digital (DD), поэтому перестрахуйтесь, — купите усилитель типа «Dolby Digital Ready». Его особенность состоит в наличии линейных входов всех шести каналов. Решив в один прекрасный день пойти в ногу со временем, вы приобретете DVD-плейер со встроенным DD- де-кодером, полдюжины межблочных кабелей типа «тюльпан-тюльпан», и усилитель станет служить вам в новом качестве.

Определившись с типом аппарата, оцените его мощность. Она должна быть:

а) одинаковой по всем каналам. (Особое внимание обратите на равенство мощности тыловых и фронтальных каналов. Только это позволит эффектам безболезненно перетекать из фронта в тыл.);

б) достаточной. Таинственное слово, взятое из техпаспорта «роллс-ройса» (в этих документах принято указывать «мощность двигателя достаточная»)? Сейчас все станет ясно. На предыдущих занятиях мы говорили о том, что звуковая дорожка к кинофильму обладает широким динамическим диапазоном. Значит, усилитель должен иметь определенный «запас прочности», дабы реалистично воспроизводить взрывы или выстрелы. Но каковы абсолютные величины? На мой взгляд, для озвучивания среднестатистической российской гостиной достаточно усилителя 5 х 80 Вт, но среднеквадратичной (RMS), а не пиковой (РРО или РМРО) мощности, причем измерена она должна быть при низком (не более 0,1 %) коэффициенте полных гармонических искажений (THD). Конечно, громкость звучания зависит не только от мощности усилителя, но и от некоторых других факторов — главным образом, от чувствительности колонок, — но я рискну вынести эти это за рамки сегодняшней лекции. (Наша ближайшая цель — познакомиться с самыми общими принципами выбора усилителя для домашнего кинотеатра.)

Многие кинофилы высоко ценят в усилителе также возможность нарастить его мускулы и предпочитают аппараты, оснащенные линейными выходами. Разумный подход.

Еще один важный момент — поддержка сигнала S-Video. Особенно это касается «машин» типа Dolby Digital или Dolby Digital Ready. Ведь подавляющее большинство DVD-плейеров подключаются именно по S-Video-входу. Наконец, не стоит забывать об эргономике. Обучаемый пульт ДУ, способный управлять всеми компонентами вашего кинотеатра, даже если они произведены на разных фирмах, — полезная вещь!

Как спланировать кинозал

«Планировка домашнего кинотеатра неотделима от вкусов и стиля жизни его хозяина, — утверждает Стив Шинфилд. — Перед покупкой аппаратуры неплохо бы оценить помещение, отводимое под него, и подумать, как вписать туда кинотеатр с минимальными потерями жилплощади». Сам Шинфилд при решении подобной задачи чертит графики, на которых отражает взаимодействие всех факторов, входящих в ее условие. Нередко эти графики оказываются очень сложными и занимают множество листов, поэтому мы расскажем лишь об основных принципах, которыми руководствуется Стив.

Сначала нужно решить, где расположится кинотеатр: в отдельном помещении, или в жилой комнате — гостиной, например. Второй вариант гораздо более вероятен, о нем и порассуждаем.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте план гостиной, не забывая о двери. Простите за банальность, но не располагайте AV-аппаратуру близ прохода на балкон или выхода из квартиры. Затем оцените форму помещения и мебель, в нем находящуюся. Например, если стоящий здесь обеденный стол используется только по праздникам, его стоит переставить туда, где он не будет загораживать громкоговорители. А эта ваза на столике? Нужна ли она здесь? Не станет ли она дребезжать, когда заработает сабвуфер?

Теперь настала очередь для оценки того, как соотносится будущий кинозал с другими помещениями. Попутно продумайте меры звукоизоляции — кинозала от «внешней среды» (грохот мусоропровода в подъезде не должен заглушать пистолетные выстрелы на звуковой дорожке) и наоборот, «внешней среды» от кинозала (детям в соседней комнате и пенсионеру за стенкой не должны сниться кошмары, когда вы смотрите «Апокалипсис сегодня», врубив сабвуфер на полную катушку). Если задача кажется вам слишком сложной, доверьте ее решение специалисту. В США львиную долю домашних кинотеатров собирают профессионалы. Есть они и в Москве. Обратиться к мастеру я настоятельно советую в первую очередь тому, кто строит собственный дом. Работая совместно со строителями, они заложат в проект «посадочные места» для видеопроектора, убирающегося экрана и электроники, а также каналы для прокладки кабелей и т.д..

А как быть жильцу малогабаритной квартиры? Он может воспользоваться подходом «сделай сам». Очень важно звукоизолировать окно — шторами из плотного материала. Они нужны и для того, чтобы преградить путь солнечному свету, который только мешает просмотру.

Наконец, следует подумать о том, какого цвета сделать стены. Представители Lucasfilm считают, что он должен быть нейтральным. «Руководствуйтесь собственным вкусом, но не забывайте об отражающей способности предметов. Например, не следует вешать экран прямого видеопроектора слишком близко к белому потолку, оклеивать комнату белесыми обоями и стелить на пол светлый ковер». (Разумеется, не стоит превращать кинозал в склеп, — ищите приемлемый компромисс.) Не помешает оборудовать комнату диммером — устройством, позволяющим гасить и зажигать свет постепенно, как в настоящем кинотеатре. Это снизит нагрузку на глаза и придаст просмотру неповторимое очарование.

Куда посадить зрителей

Ответ вроде бы очевиден: они должны сидеть так, чтобы им всё было видно. Однако что значит «всё»? Весь экран? А с какого расстояния? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с термином «горизонтальный угол зрения». Это угол между лучами, проведенными из точки, где находятся зрители, к краям экрана. Его величина прямо пропорциональна размеру экрана и обратно пропорциональна расстоянию от экрана до зрителя. Необходимо стремиться к тому, чтобы этот угол был максимален, то есть увеличивать «размах» изображения или садиться ближе к экрану. И то, и другое возможно лишь в довольно ограниченных пределах. Поэтому лучше ориентироваться на минимальную величину этого угла — 30 градусов. (При дальнейшем его уменьшении боковое зрение перестанет работать, и зритель не будет чувствовать себя глубоко вовлеченным в происходящее на экране.) Простейший арифметический расчет показывает: расстояние от зрителя до экрана при этом будет равно удвоенной ширине экрана. Иными словами, телевизор с диагональю 29 дюймов нужно смотреть с расстояния всего 1,2 м. Не слишком ли оно мало? По-моему, нет. Многое зависит от качества телеприемника. Если это 100-герцовый «немерцающий» аппарат, его можно смотреть, буквально уткнувшись в экран носом. Впрочем, нет — строчная структура картинки станет тогда слишком сильно заметна. К слову сказать, именно для ее уменьшения прямые проекторы, которые дают изображение, измеряемое по диагонали не сантиметрами, а метрами, часто оснащаются удвоителями или даже учетверителями строк.

Как построить волнолом

Уяснив, как посадить зрителей, чтобы им было все видно, мы должны разобраться, что предстоит сделать, чтобы им все было слышно. На сей раз в игру вступает акустика, а она штука тонкая. Запомните: какой бы высококачественной ни была техника и сколь бы тщательно ее ни настраивали, если особенности акустики импровизированного кинозала не учтены, аппаратура не сможет показать себя во всей красе. Как же учесть эти особенности? Необходимо принять во внимание стоячие звуковые волны, возникающие в помещении при звуковоспроизведении. Образуются они в результате отражения звуков от стен, пола и потолка и являются настоящими убийцами высококачественного звука. Их местоположение зависит от размеров и формы комнаты, а интенсивность (амплитуда) — от плотности материала стен. Предоставляю слово Тони Гримани: «Расположение зрительского места чаще всего выбирается по расстоянию до телевизора. Это, в принципе, верно, однако нельзя забывать и об акустических свойствах кинозала. Если в выбранном вами месте наблюдаются неполадки со звуком, нужно выяснить их причину и найти способ устранения». Виновниками неполадок чаще всего оказываются уже упомянутые стоячие волны. Уничтожаются они несколькими способами. Один из них — установка поглотителей звука на задней или боковых стенах. Поглотитель можно изготовить из мягкого губчатого материала или плотной ткани (повесить портьеру). На худой конец, поставьте в месте возникновения стоячей волны какой- нибудь предмет мебели. Он сыграет роль своеобразного волнолома.

Стоячие волны бывают осевыми (между двумя противоположными стенами), тангенциальными (между двумя парами противоположных стен) и диагональными (между всеми поверхностями). Места их возникновения находятся или при помощи специальных приборов или опытным путем. Советую экспериментировать — перемещайтесь вместе с креслом от выбранного места для просмотра поближе к телевизору или подальше от него и понаблюдайте за изменением звуковой картины. Найдите точку, в которой звучание кажется вам наиболее естественным. Там и располагайтесь при просмотре фильма.

Особое влияние стоячие волны оказывают на работу сабвуфера. При неправильной его установке он начинает издавать гулкое «бумм», вызывающее головную боль. Чтобы избавиться от этого, передвиньте саб или попробуйте переключить фазу его работы. И никогда не ставьте сабвуфер в угол. Сам по себе он редко бывает виноват.

Где разместить колонки

Большую часть того, чему вы научились при размещении громкоговорителей в Hi- Fi-системе, при переходе к домашнему кинотеатру придется забыть. Хотя расположение фронтальных колонок здесь тоже сильно влияет на характер звуковой сцены, оно определяется по совершенно иным принципам, чем в двух- канальной стереосистеме.

Имея три правильно согласованных фронтальных громкоговорителя, вы можете не так строго придерживаться «правила треугольника для стереосистем». Ведь три источника звука создают более устойчивую аудиокартину, чем два, — хотя бы потому, что не нужно беспокоиться о «фантомном канале» для поддержания впечатления, что звук исходит из пространства между акустическими системами (АС). Поэтому одну из фронтальных колонок можно сдвигать вправо или влево от оси симметрии треугольника «колонки — слушатель», не боясь разрушить звуковую картину.

Зато самым серьезным образом теперь придется отнестись к положению фронтальных АС по вертикали, а также к тому, чтобы они создавали когерентный (согласованный) волновой фронт. Иными словами, все три громкоговорителя нужно поставить так, чтобы через их «пищалки» (ВЧ-динамики) можно было провести горизонтальную прямую. С колонками основных стереоканалов проблем быть не должно. Просто поставьте их справа и слева от экрана (только не вплотную к телевизору, иначе вы не увидите ничего, кроме цветных пятен) на одной высоте. Гораздо труднее найти место для центрального громкоговорителя. Он должен располагаться непосредственно под или над телевизором (центральные АС имеют магнитный экран, поэтому на изображение не влияют). Если фронтальный спикер оказывается ниже или выше основных АС, установите его наклонно — только не забудьте позаботиться об устойчивости (изготовьте, например, скошенную под- ставку из деревянного бруска).

Не менее важна для домашнего кинотеатра и ориентация звуковой оси (направления распространения звука). Она должна быть обращена к зрителю, что достигается расположением АС точно вровень с его головой, и приблизительно на одинаковом от нее расстоянии (то есть по радиусу окружности, центром которой и является голова зрителя). Мало того, колонки необходимо нацелить точно на зрителя. Как убедиться, что вы не промахнулись? Тони Гримани советует проделать такой опыт. Сядьте на зрительское место и попросите супругу прислонить к лицевой поверхности громкоговорителя зеркальце. Если вы увидите в нем свое отражение, значит, колонка расположена правильно.

У многих — особенно, обеспеченных — любителей домашнего кино возникает соблазн замуровать громкоговорители в стену. Если они специально для этого не предназначены, то можно полностью «убить» звучание. Открытые акустические системы не рассчитаны на работу в условиях колумбария. Как же быть? «Громкоговоритель без ущерба для звучания можно поместить в некую полость,— считает Тони Гримани,— однако в ней опять же не должны возникать стоячие волны. Нужно предотвратить взаимодействие волн, излучаемых передней и задней сторонами диффузора. Для этого закройте полость фальш-панелью с отверстием точно по размеру колонки. Пространство между ней и стенками полости заполните звукоизолирующим материалом».

Если 20 лет назад у вас была квадросистема и вы размещали тыловые АС так, чтобы звучание инструментов кружило по комнате, то знайте: в домашнем кинотеатре нужно добиваться противоположного эффекта. Тыловые каналы здесь требуются для создания звуковой среды, заполняющей всю комнату и в основном ненаправленной (даже в Dolby Digital), поэтому тыловые колонки необходимо размещать высоко на задней стене или боковых стенах (если комната продолговатая). Более того, эти источники звука зачастую делаются дипольными (с двумя наборами динамиков, «смотрящих» в противоположные стороны), что позволяет озвучить комнату наилучшим образом. Да и размещать их легче. Впрочем, существует множество прекрасных малогабаритных Hi-Fi- громкоговорителей, которые при тщательном выборе расположения и ориентации можно с успехом использовать в качестве тыловых. Особенно хорошо они работают с усилителем Dolby Digital.

Если же вы собираете систему Dolby Pro Logic, попробуйте поэкспериментировать с фазированием аудиоканалов. Колонки фронтального канала должны работать, разумеется, в фазе. Однако с фазой тылового канала и с фазой «фронт/тыл» можно «поиграть», поскольку ее изменение способно заметно повлиять на общее объемное звучание всей системы.

Еще одна проблема — это непосредственное подключение тыловых АС. Конечно, кабель, которым вы соединили с усилителем фронтальные громкоговорители, подойдет и для тыловых, однако протянуть его через всю комнату и вверх по стенам может оказаться непросто. Так что обратите внимание на появившиеся в последнее время плоские кабели, предназначенные специально для прокладки под ковром.

Жизнь в розовом шуме

Расставив громкоговорители по местам, вы должны отрегулировать громкость их звучания. Сделать это несложно. Сядьте на зрительское место и переведите усилитель в режим Test. Из каждой колонки поочередно начнет раздаваться так называемый розовый шум (звуковой сигнал, в котором в равных пропорциях присутствуют все звуковые частоты). При помощи соответствующих регуляторов необходимо добиться одинакового уровня громкости всех фронтальных каналов. Затем «приравняйте» к этому уровню громкость тыловых каналов. В системе Dolby Pro Logic тыловой канал монофонический, поэтому в режиме Test оба тыловика звучат одновременно. В системе Dolby Digital он стереофонический, и громкость звучания каждой колонки регулируется отдельно.

Однако есть в домашнем кинотеатре «темная лошадка», причем очень норовистая. Это активный сабвуфер. Если все пять основных каналов системы можно, не доверяя собственным ушам, выверить при помощи измерителя акустического давления, то саб настраивается только на слух. Его громкость при этом надо увеличивать постепенно и осторожно, памятуя о том, что правильно настроенный сабвуфер не должен давать о себе знать не только в выключенном, но и во ВКЛЮЧЕННОМ состоянии! В идеальном случае он незаметно вписывается в общее звучание системы и лишь обогащает его, а не выпячивает свое «я».

Но даже если вы настроили систему по приборам, не думайте, что это установка окончательная. Некоторые фильмы потребуют небольшого, но очень важного, с точки зрения правильного восприятия звуковой дорожки, изменения уровня громкости сабвуфера или тылового канала. Не поддавайтесь искушению завысить громкость — звуковая картина может нарушиться.

Примерно так же обстоит дело с задержкой сигнала тыловых каналов. Опытным путем было выяснено: благодаря особенностям человеческого слуха задержка на 10 — 30 миллисекунд позволяет значительно повысить точность локализации звуковых образов, а значит, и реалистичность звуковой картины. Но если время задержки чрезмерно увеличить, возникнет эхо, которое разрушит эффект присутствия. Недаром в некоторых аппаратах последнего поколения она, для упрощения настройки, измеряется не в миллисекундах (параметр, ничего не говорящий простому смертному), а «привязывается» к расстоянию от зрительского места до фронтальных и тыловых колонок. Так что же, измерил его рулеткой, выставил в меню и можешь начинать киносеанс? Не всегда, поскольку задержка зависит еще и от взаимного расположения громкоговорителей, размеров и акустических параметров кинозала.

P.S. Ясно, что поле для проведения самых разнообразных экспериментов в домашнем кинотеатре — широчайшее. Подбор и согласование компонентов, выбор их местоположения может занять не один год. Но, ребята, давайте жить дружно с женами и тещами, не окунаясь в виртуальный мир AV-аппаратуры с головой. Стремление наших людей к абсолюту — гулять так гулять, стрелять так стрелять — общеизвестно. Поэтому не забывайте главное правило: не мы служим технике, а техника — нам. Мне встречались так называемые «упертые фанаты». Их жены десятилетиями обходились без новых туфель, а дети донашивали одежду друг за другом; они сами приходили на выставку «Hi-Fi Show» чуть ли не в лаптях, зато хвастались друг перед другом многотысячедолларовыми AV-комплектами, которые занимали почти всю жилплощадь их малогабаритных квартир. Увидев такое, мудрый ослик Иа-Иа наверняка повторил бы любимую присказку: «Жалкое зрелище... Душераздирающее». И был бы прав!